Это уже третий памятный знак установленный на месте гибели летчиков-перегонщиков в Красноярском крае. Первый был установлен в районе села Зеледеево на месте гибели 27 июля 1943 г. экипажа бомбардировщика А-20 «Бостон» младшего лейтенанта Порохина Михаила Ивановича, второй - в районе станции Крючково на месте гибели 27 мая 1943 г. экипажа бомбардировщика А-20 «Бостон» капитана Степанова Петра Михайловича.
Война, не прошедшая стороной наш, вроде бы тыловой, город Красноярск…
29 марта 1944 года на военный аэродром Красноярск (нынешняя «Взлетка») произвела посадку очередная группа «Аэрокобр» 5-го перегоночного авиаполка Красноярской Воздушной трассы («Аляска-Сибирь»). Командир группы не досчитался двух самолетов…
При перелете группы из Нижне-Илимска в Красноярск на участке Канск-Красноярск перегонщики попали в неожиданный сильный снегопад. Потеряв ориентировку, летчики, разбив строй, пытались выйти на нужное направление поодиночке. Удалось это не всем. Два самолета, управляемые старшими лейтенантами Георгием Самарцевым и Василием Мошкеем, на аэродром Красноярск не прибыли. Розыски по горячим следам не дали результатов, а фронт ждал самолеты. Не прибывшие в Красноярск летчики стали числиться «пропавшими без вести».
Василия Мошкея тогда так и не нашли. Его самолет был найден только летом 1982 года в 26 километрах от д.Усть-Кан Сухобузимского района. Выяснить кто погиб удалось только через четыре года – в 1986 г. Останки летчика были торжественно захоронены на городском кладбище г.Железногорска.
Разбитый истребитель летчика Георгия Самарцева был обнаружен через четыре месяца после гибели, в июле 1944 года, случайно в лесу, группой местных жителей д.Глубокий ручей. Имя летчика было установлено благодаря сохранившемуся партийному билету. Ленинградцу Георгию Самарцеву было 29 лет. За 16 дней до гибели Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1944 года старший лейтенант Самарцев был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени. Скорее всего, он даже не успел узнать о награде…
Из наградного листа:
«…Товарищ Самарцев до трассы находился в правительственной командировке в Китае с мая по ноябрь 1941 г. Всесторонне образованный летчик. Находясь в 5-м перегоночном авиаполку с августа 1942 года лично перегнал 33 боевых самолета по маршруту Киренск – Красноярск на расстояние 960 километров. Из этого числа 5 самолетов были перегнаны в чрезвычайно трудных и сложных метеорологических и климатических условиях: 55-градусный мороз, пурга, низкая облачность, сплошной дым от лесных пожаров, ливни, когда земля совершенно не просматривалась, а посадка самолета производилась на ограниченную полоску на льду. В этих суровых условиях старший лейтенант Самарцев всегда принимал правильное решение и отлично сажал самолет без единого летного происшествия, проявляя при этом огромное самообладание, смелость и храбрость, сметку и прекрасное мастерство пилотирования.»
Вооруженные Силы России на торжественном мероприятии представлял почетный караул курсантов 5 курса Военно-инженерного института.
Работа по восстановлению имен погибших защитников Отечества продолжается.