Все полотна, представленные в экспозиции, посвящены теме Родины, воинам-интернационалистам и бойцам спецназа. Практически каждая картина — судьба человека. Почти каждый персонаж — реальная личность.
Например, картина “Возвращение” рассказывает удивительную, романтичную историю. Уходя на войну, молодой художник изобразил на стене дома портрет своей жены и ребёнка. Красок у него с собой не было. Творил тем, что попалось под руку: куском старого кирпича. Он закончил картину и ушёл в афганские горы, а портрет его любимой на стене старого дома прожил ещё несколько лет и дождался возвращения автора.
Игорь Башмаков придал этой истории некоторую аллегоричность. Автор ассоциировал лицо любимой жены художника с ликом Богородицы, который несмотря ни на что не исчез со стены и с высоты освещает всех прохожих удивительным сиянием.
— Сложно рисовать людей, которые прошли войну, — говорит Игорь Владимирович. — Нужно очень бережно относиться к их чувствам и воспоминаниям. На холсте можно придать услышанной истории немного символизма или аллегоризма, но нельзя искажать или преувеличивать в ней какие-нибудь факты. Ведь каждый рассказ — это память, а через неё сохраняется история страны.
Одним из первых и самых любимых полотен мастера стала картина “Глаза снайпера”. Она тоже представлена в экспозиции “Афган”. Крупным планом на большом полотне изображены только глаза, светло-голубые, почти прозрачные, как вода в горных озёрах. Взгляд напряжённый, сосредоточенный, но в то же время грустный и немного испуганный. Кажется, что обладатель такого взгляда — профессионал в своём деле. Но ему грустно и страшно от того, чем он занимается. И совсем не хочется это делать.…Так же, как и солдатам на картине “И снова в дорогу” совсем не хочется уходить. Они следуют по горной тропе, под горячим афганским солнцем и оглядываются, зная, что до пункта назначения они могут не дойти.
Трогательно на выставке “Афган” в картине “Вечная память твоим сыновьям, Россия” раскрыт образ женщины-матери. Сухонькая старушка в белом платке стирает слёзы и отрешённо смотрит вслед уходящему на войну сыну, который оглядывается на неё. А рядом с героями, внизу полотна изображена открытая ладонь с вложенной в неё красной звёздочкой с шапки советского бойца.
Также экспозиция “Афган” включает много портретов бойцов — участников локальных конфликтов. Два из которых на открытии выставки художник подарил родственникам погибших ребят.
— Война в Афганистане — очень важная веха в истории нашей страны, — считает Александр Негруцкий, депутат Красноярского городского Совета. — И забывать её нельзя. Нужно чтить память тех солдат и офицеров, которых нет в живых, и уважать тех, кто вернулся. Несколько офицеров, вернувшихся из Афганистана, работают сейчас в кадетском корпусе, и могу с уверенностью сказать, что это достойные люди, которые хорошо воспитывают подрастающих защитников отечества, воспитывают в них смелость и чувство патриотизма. (Информация предоставлена сайтом www.gornovosti.ru)
Выставку “Афганистан” Игоря Башмакова можно посмотреть в Доме офицеров, по адресу: улица Перенсона, 20. Экспозиция продлится до 27 февраля. Вход свободный.
14 февраля 2014 года в Красноярском Доме офицеров прошел концерт «Афганский ветер» группы «Яхонт», посвященный 25 годовщине вывода советских войск из Афганистана - Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. На концерте присутствовали преподаватели и сотрудники Военно-инженерного института, участники ветеранского движения Красноярска.
«Яхонт», без тени сомнения, можно назвать самой известной группой Красноярска. Исполненный ими «Черный ворон» уже много лет оставаться неравнодушными и простых работяг, и бизнес-элиты, и именитых классических музыкантов. Талантливо соединив вместе фолк и рок, музыкантам удалось добиться не только огромной популярности в родном городе, но даже выступить в самом сердце страны, на Красной площади. Ну, а история о том, как президент Казахстана Нурсултан Назарбаев присылал за музыкантами личный самолет, чтобы услышать любимые песни в своей резиденции, уже стали байкой в музыкальном мире.